Протоиерей Артемий Владимиров на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ужаснулся присутствию в курсе школьной литературы 3 рассказов русских классиков: «О любви»
Антона Чехова, «Куст сирени»
Александра Куприна и «Кавказ»
Ивана Бунина. Эти произведения дети проходят в 8 классе (обычный возраст для этого года обучения - 14 лет).
Предоставим слово сановнику:
«В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом – распадается семья, в третьем – адюльтер кончается ничем. Эти яркие художественные образы – это мина замедленного действия для наших детей. Наша Комиссия должна обратиться с предложениями в Департамент образования». (источник:
http://pk-semya.ru/novosti/item/5232-semya-kolybel-zhizni.html )
Как видим пока что никаких конкретных действий не было произведено. Что есть: высказано намерение обращения к чиновникам по поводу 3 рассказов (при том, что это лишь малая часть из того, что проходят по этим авторам в школе).
Скорее всего, эта инициатива не будет реализована: запрос могут не отправить или просто отклонят его. В этом случае причин для паники и упоминания всуе
Замятина и
Оруэлла нет.
Есть и негативный сценарий.
Если такая инициатива поступит и будет поддержана, школьники лишатся не самых популярных рассказов классиков. К слову сказать, и не самых оптимистичных (ну представьте, если растить детей на морали из песни Наива «
Думаешь нет, говоришь да», то какое поколение вырастит). Тем более, что и других произведений тех же авторов хватает. Фактически проблема не в этом.
Главное опасение — это то, что РПЦ получит рычаг воздействия на школьную программу нашего светского государства. Немало споров вызывают введённые в некоторых областях уроки «История православной культуры». Правда они не превратились в рупор религиозной пропаганды для детей, там лишь рассказывается именно об истории и культуре малой родины и места в ней церкви, а ведут занятия не сановники, а школьные учителя. Но в любом случае, воздействие на школьную программу со стороны религиозных организаций — это начинание, которое может стать вредным для светского статуса страны.
Такой сценарий, к сожалению, возможен тоже. Но, пожалуй, слишком рано обвинять представителей РПЦ в таких неблагих намерениях.
Будем верить и надеяться, что эта история останется информационной пустышкой. И не поддаёмся панике от желтушных заголовков!
Ну вот так всегда. Один заголовок, а вот-вот соберется туча недовольных товарищей, кричащих тут и там про тоталитаризм и РПЦ.
По факту, всё верно, но вопрос слишком тонкий. Вопрос в правильной подаче школьного материала. И умеренных порциях.
Буквально сегодня рассказывал знакомой, как то и дело сталкиваюсь с учениками с одной проблемой. К тем самым 14и годам дети настолько запичканы русской классикой, что в сознательном возрасте вряд ли смогут понять, что Пушкин - это действительно гениально, а Пришвин - это не только поля и белки. Запретить по факту можно очень многое. Булгакова, Достоевского, весь Серебряный Век. Вопрос в подаче и порционности ИМХО.
Если говорить на чистоту, то "рычаг воздействия" не кажется мне таким уж страшным и неправильным. Вспомним о советских рычагах, которые и становились настоящим катализатором. Тот, кто действительно хотел - читал "запрещенку" взапой, искал, интересовался.
Насчет уроков православной культуры - так же не вижу ничего "сверх" - это величайший пласт нашей истории, вкупе с культурным слоем (иконопись, архитектура) - это важно и на самом деле интересно.
Рычаг давления сможет воздействовать только в том случае, когда светское государство скажет ему: "ну давай, рычаг, поехали". Если государство готово к такой механике - пожалуйста. Сила действия равна силе противодействия - от этого никуда не убежать)
А касательно заголовков - ну да, не фонтан, но так уж все устроено))